1. Решебники
  2. Иван Сергеевич Тургенев
  3. Иван Сергеевич Тургеев

Иван Сергеевич Тургеев

1. Какие обстоятельства, события, впечатления формировали личность Тургенева? Встречи, с какими людьми сыграли важную роль в судьбе писателя, в его духовной жизни?

Большое значение для формирования личности Тургенева имели отношения с матерью Варварой Петровной, которая отличалась неуравновешенностью и жестокостью. Она наказывала и собственных детей, и крепостных крестьян. Так с детства у писателя сложилось стойкое неприятие насилия вообще и крепостничества в частности.

Год в Московском университете (1833), затем учеба в Петербурге и Берлине много дали будущему писателю. В Европе сложились западнические взгляды Тургенева.
В 1842—1843 годах произошли две важнейшие встречи в жизни писателя. В конце 1842 года он знакомится с В.Г. Белинским, в 1843-м — с Полиной Ви-ардо. Под влиянием Белинского складывались литературные взгляды Тургенева. Ему писатель посвятил роман «Отцы и дети»; рядом с Белинским, по завещанию, Тургенев был похоронен.

Полина Виардо, французская певица, станет единственной любовью писателя. Сильное чувство к ней он пронесет через всю жизнь.

Тургенев был свидетелем революционных событий во Франции 1848 года. Увиденное привело к разочарованию в идеалах революционных демократов и мировоззренческому кризису.

Важным событием в жизни Тургенева была смерть Гоголя (1852). Тургенев пишет некролог и публикует его, несмотря на запрет, за что его арестовывают и вы-слают в Спасское.

Этапным на пути Тургенева стало появление статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», ставшей откликом на роман «Накануне» (1860). Писатель не разделял радикальных взглядов критика и был против публикации статьи в «Современнике». Несмотря на это, Некрасов все же публикует ее, и Тургенев порывает с редакцией «Современника», где сотрудничал около 17 лет.

Шумная критика «Отцов и детей» стала одной из причин, по которой Тургенев окончательно уезжает из России (1864).

В Париже Тургенев сближается с французскими писателями П. Мериме, Э. Золя, Г. Флобером, Г. де Мопассаном, А. Доде, братьями Гонкур.

В 1870-х годах Тургенев знакомится с народниками П. Лавровым, П. Ткачевым, П. Кропоткиным, г. Лопатиным. Под впечатлением этих встреч создается последний роман Тургенева «Новь».

В 1880 году писатель присутствовал на открытии памятника Пушкину в Москве.

2. Расскажите об основных периодах творческой деятельности Тургенева по плану: а) этапные произведения с указанием их жанра; б) темы произведений и их проблематика; в) художественные поиски и решения.

1. Начало творческого пути. Лирика («Утро туманное, утро седое», «Вечер», «В дороге»). Романтические мотивы.

2. Реалистические тенденции. Сближение с Белинским и «натуральной школой». Поэмы «Параша», «Помещик», «Стено». Повесть «Андрей Колосов» (1844) — появление героя-разночинца, противопоставленного дворянину-либералу.

3. Сотрудничество с «Современником». Первые рассказы и очерки из «Записок охотника», их антикрепостническая направленность. Искусство пейзажа.

4. Драматургия Тургенева. Гоголевские традиции. Тематическое многообразие: заш;ита личности против социального и семейного гнета («Нахлебник», «Холостяк»); проблема поколений («Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне»); трагический аспект социального эгоизма («Завтрак у предводителя»).

5. «Новая» творческая манера Тургенева. Углубление психологизма. Появление лирической повести. Повести 50-х годов «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Переписка», «Фауст», «Ася».

6. Тургенев-романист. Проблема положительного героя в романе «Рудин». Роман «Дворянское гнездо». Концепция героя. Лавредкий и Лиза. Тема родины, России. Статья Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».
7. Тургенев и демократическое движение 60-х годов. Роман «Накануне». Инсаров и Елена. Оценка романа Добролюбовым («Когда же придет настоящий день?»). Уход Тургенева из «Современника».

8. Роман «Отцы и дети» в литературно-общественной ситуации 60-х годов. Философский и нравственно-психологический смысл противостояния «отцов» и «детей».

9. Мировоззренческий и личный кризис. Фило-софско-психологические повести «Призраки» и «Довольно» как отражение фатализма и исторического пессимизма Тургенева.

10. Эмиграция. Изображение русской политической эмиграции в романе «Дым». Элементы памфлета и публицистики. Вопросы западничества и славянофильства. Проблема национального характера в повестях «Странная история», «Часы» и др.

11. Тургенев и общественное движение 70-х годов. Роман «Новь» как отражение в нем идей народничества.

12. Повести 70—80-х годов. «Вешние воды», «Степной король Лир», так называемые «таинственные повести» («Песнь торжествующей любви», «Клара Милич» и др.). Изображение загадочных явлений, мистицизм.

13. «Стихотворения в прозе» как итог творчества писателя. Метафоричность, иносказательность. Переосмысление основных тем и мотивов: любви и творчества, дружбы и одиночества, молодости и старости, человека и природы.

3. Охарактеризуйте социально-политические взгляды писателя. Раскройте взаимосвязь между общественной позицией Тургенева и фактами его биографии (ссылка, разрыв с «Современником»).

Неизменными на протяжении жизни были анти-. крепостнические взгляды Тургенева. Он не мог выно-
сить жестокости и несправедливости, которые происходили в крепостной России повсеместно. Это стало одной из причин решения Тургенева уехать в Европу в 1838 году. В это время он увлекался идеалистической философией, а в Европе стал убежденным сторонником западничества.

Ссылка 1852 года стала следствием увлечения идеями демократов, знакомства с Белинским, Герценом, Бакуниным. Публикация запрещенного некролога на смерть Гоголя была формальным поводом для ареста неблагонадежного писателя.

Расхождение с демократическим лагерем было вызвано неприятием радикальных методов борьбы. Тургенев видел, что происходило во Франции во время революционных событий. Видел кровь и страдания на баррикадах. Он считал, что насилие не приведет народ к счастью. Вместе с тем был сторонником западного пути развития России — пути разума и... революций. Такое противоречие стало причиной многих кризисных периодов в жизни Тургенева.

Он был возмущен резким тоном статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященной роману «Накануне» (1860). Русский Инсаров, появление которого предвещал критик, должен был начать борьбу с «внутренними турками», к числу которых Н. Добролюбов относил и либералов. Сам Тургенев придерживался либеральных взглядов, поэтому статья и вызвала его недовольство.

После 1861 года в России начался подъем революционного движения, который Тургенев не приветствовал. Шумная критика романа «Отцы и дети» лишь подтолкнула писателя к давно назревавшему решению об эмиграции.

Раздумья о путях развитии России легли в основу романа «Дым». Название символично: в «га-

зообразном» состоянии мира люди теряют смысл жизни. В этом романе писатель выразил свои либерально-западнические идеи и противопоставил их революционно-демократическим, овладевшим умами российской интеллигенции 1860-х годов.

Симпатии к народническим идеалам определили характер последнего романа Тургенева «Новь». Народничество не было полностью разделенным и принятым воззрением: писатель симпатизировал движению, но не возлагал на него больших надежд.

4. Почему Тургенева называют «летописцем.» своей эпохи?

Тургенев писал очень быстро и легко. Он мгновенно откликался на самые насущные проблемы времени. В его романах представлена летопись событий Российской истории 1850—1870-х годов.

Первые рассказы «Записок охотника» имели ярко выраженную антикрепостническую направленность. Невероятная популярность рассказов Тургенева определялась во многом тем, что антикрепостнические идеи, «народный вопрос» был в центре общественной жизни страны в 1850-х годах.

Затем время потребовало крупного жанра — и им стал роман. Герой второй половины 1850-х годов — интеллигент, либерал, носитель прогрессивных взглядов — это герой первого романа Тургенева «Ру-дин ». В то же время происходила смена основной движущей силы в России. С исторической арены уходило дворянство. Этот процесс Тургенев показал в следующем романе — «Дворянское гнездо» (1859). Насущным вопросом становится поиск деятельного героя — и Тургенев пишет «Накануне» (1860), герой которого умен, благороден, посвящает свою жизнь делу освобождения родины. Общественность требует «русскогоИнсарова». Этой проблеме Н. Добролюбов посвящает статью «Когда же придет настоящий день?». Тургенев со статьей не согласен, но пишет роман «Отцы и дети», в центре которого «русский Инсаров», демократ, нигилист Евгений Базаров.

В 1860-е годы на острие общественной жизни России были раздумья о пути развития страны. В романе « Дым » Тургенев изложил либерально-западническую программу, сторонником которой был сам. А подъем народнического движения 1870-х годов вызвал к жизни роман «Новь». Писатель ездил в Россию, а также знакомился с лидерами народников, находящимися в политической эмиграции, и написал злободневный роман, отразивший общественно-политическую жизнь России 1870-х годов.

Начало 1880-х годов, которые успел застать Тургенев, характеризуются кризисом рационализма, в том числе и романных форм, повышенным вниманием к мистицизму, иррациональным сторонам жизни. В соответствии с веяниями времени в конце жизни Тургенев создает так называемые «таинственные повести», стихотворения в прозе.

5. Каковы, отличительные особенности стихотворений в прозе как литературного жанра? Охарактеризуйте основные темы и мотивы стихотворений в прозе Тургенева (на примере стихотворений «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Русский язык» и др.).

Стихотворения в прозе — это особый литературный жанр, в котором сочетаются черты поэзии и прозы. Один из признаков этого жанра — небольшой объем текста. Стихотворения в прозе — это миниатюры. Отличием от прозы является большая иносказательность и метафоричность, а также ритмичность, приближающая произведения к стихотворной речи.
Широко используются аллитерации и другие мелодические созвучия. В стихотворениях в прозе нет рифмы, размера, деления на строфы, но есть поэтическое восприятие мира.

Основные темы и мотивы стихотворений в прозе — жизнь и смерть, любовь и творчество, дружба и одиночество, молодость и старость, человек и природа.

Жизнеутверждающий пафос лежит в основе стихотворения в прозе «Воробей». Автор становится свидетелем того, как «маленькая героическая птица» защищает от собаки своего птенца. Вывод таков: «Только любовью держится и движется жизнь».

В стихотворении «Мы еще повоюем!» к птенцу приближается ястреб, но любовь к жизни велика: птенец убегает, спасаясь от опасности. Жажда жизни «сильнее смерти и страха смерти». Эта сила может изменить человека, помочь преодолеть отчаяние: «И пускай надо мной кружит мой ястреб... — Мы еще повоюем!..».

Цикл стихотворений в прозе завершается миниатюрой «Русский язык». Тургенев восхищается своим родным языком, поет ему гимн. Писатель долго жил за границей, говорил на европейских языках, но русский язык оставался для него свидетельством величия русского народа.